Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В МБДОУ оборудовано 25 групповых помещений в 2 корпусах ( город Курган, 1А микрорайон, д. 5; 4 микрорайон, д.26), в том числе приспособленными использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ имеются 2 музыкальных зала, 2 физкультурных зала, 1 тренажерный зал, 1 изо-студия, кабинеты: педагога-психолога - 2, учителя-логопеда - 1.
В соответствии с ФГОС ДО в кабинете логопеда имеется следующее оборудование:
- Большое настенное зеркало
- Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
- Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
- Логопедические зонды и шпатели, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки.
- Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
- Настенные часы, секундомер, метроном.
- Магнитная доска.
- Фланелеграф.
- Бактерицидный облучатель.
Кабинет логопеда разделён на несколько зон:
- Артикуляционная. Настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой.
- Зона дыхания. Игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
- Зона развития слухового восприятия. Музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
- Зона развития общей моторики. Пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
- Методическая зона. Конспекты, библиотека методической литературы.
- Зона развития лексики и грамматики. Серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т. д.).
- Мотивационная зона - предметы-поощрения за успехи ребёнка (наклейки, медали и т. д.)
Согласно требованиям ФГОС, в кабинете психолога имеется несколько функциональных зон:
Наименование зоны |
Назначение |
Оборудование |
Зона ожидания |
Ожидание своего времени для консультации. |
Информационный стенд, папки-передвижки с консультациями, буклетами и пр. |
Консультативная зона |
Осуществление консультативной работы с родителями (законными представителями) и педагогами. |
Стол, 2 стула |
Зона диагностики |
Предназначена для проведения обследований в индивидуальной или подгрупповой форме. |
Детский стол и стулья. Стеллаж с игрушками, способствующими установлению контакта с детьми, диагностический инструментарий. Комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп. |
Рабочая зона |
Предназначена для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр. |
Письменный стол, стул, ноутбук, шкаф для хранения методических материалов. Паки с материалами, дидактическими играми и пособиями. |
Зона коррекционно- развивающей работы |
Организация работы по проведению индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми. |
Детские столы, стулья, магнитная доска, шкаф с развивающими играми и пособиями, конструкторами. Стеллаж с дидактическими играми, игрушками, различные виды театра. Карандаши, альбомы и др. |
Зона релаксации |
Снятие психоэмоционального напряжения. |
Пуф-кресло, коробка для снятия негативных эмоций, колонка, сухой бассейн. |
Также оборудованы кабинеты музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, оборудованы 25 групповых комнат для проведения практических занятий
На территории МБДОУ имеются: прогулочные участки – 25, спортивные площадки – 2. Все прогулочные участки и спортивные площадки оснащены игровым оборудованием в соответствии с возрастом обучающихся.
№ п/п |
Вид помещения |
Функциональное использование |
1. |
Групповые комнаты В каждой групповой комнате созданы и оснащены центры детской активности |
Образовательная деятельность: -игровая -двигательная -познавательно-исследовательская -коммуникативная -изобразительная -конструктивная -восприятия художественной литературы -музыкальная -самообслуживания с элементами бытового труда -досуговая |
2. |
Кабинет педагога-психолога |
Образовательная деятельность: -коррекционно-развивающая, -познавательно-исследовательская, -коммуникативная, -информационно-просветительская |
3. |
Кабинет учителя-логопеда |
Образовательная деятельность: -коррекционно-развивающая, -познавательно-исследовательская, -коммуникативная, -информационно-просветительская |
4. |
Территория детского сада: |
Образовательная деятельность: -игровая -двигательная, физк ультурно - оздоровительная -познавательно-исследовательская -коммуникативная -изобразительная -конструктивная -восприятия художественной литературы -самообслуживания с элементами бытового труда -досуговая -экологическая |
Все помещения и объекты, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все кабинеты и группы оформлены и материально оснащены, игровое оборудование и детская мебель имеют сертификаты качества. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Групповые комнаты оборудованы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. При создании развивающей предметно-пространственной среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Группы оснащены средствами обучения и воспитания, современным игровым оборудованием, информационными стендами. В группах выделены игровые зоны (центры активности):
Центры детской активности в группах
Образовательная деятельность |
Центры активности |
Физическое развитие |
-центр двигательной активности, -центр здоровья |
Художественно-эстетическое развитие |
-центр театра, -центр музыки, - центр конструирования, - полочка красоты |
Познавательное развитие |
-центр познавательной активности: -зона экологии и природы, -мини - библиотека -зона «Познаю мир», -зона экспериментирования, --зона «Математические ступеньки», |
Социально-коммуникативное развитие |
центр сюжетно-ролевых игр (игровая зона для мальчиков, игровая зона для девочек); - уголок уединения; - центр безопасности |
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В соответствии с ФГОС ДО имеется, физкультурный, тренажерный, музыкальный зал, изо-студия для проведения практических занятий.
Все помещения и объекты, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
№ п/п |
Вид помещения |
Функциональное использование |
1. |
Физкультурный зал |
Образовательная деятельность: -двигательная, физкультурно-оздоровительная -познавательная -коммуникативная - игровая -досуговая |
2. |
Музыкальный зал |
Образовательная деятельность: -музыкальная -двигательная -познавательная -коммуникативная -игровая -развлекательная -досуговая |
3. |
Тренажерный зал |
Образовательная деятельность: -двигательная, физкультурно- оздоровительная -познавательная -коммуникативная - игровая -досуговая Образовательная деятельность: -двигательная, физкультурно- оздоровительная -познавательная -коммуникативная - игровая -досуговая |
4. |
Изо – студия |
Образовательная деятельность: -познавательная -изобразительная -коммуникативная -конструктивная |
Наличие оборудованных библиотек
В МБДОУ создан фонд учебно-методической, художественной литературы, в котором представлены: научно-методическая литература, детская художественная литература, подборка материалов периодической печати, электронные образовательные и информационные ресурсы.
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете в корпусе, находящемся по адресу 1А микрорайон, дом 5; а также, в отдельно оборудованном кабинете по адресу 4 микрорайон, дом 26.
Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на четыре части и включает в себя:
- Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- Книги для воспитанников: сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
- Книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам:
- «Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
- «Познавательное развитие»,
-«Игра»,
-«Экологическое воспитание»,
-«Музыкальное развитие»,
-«Художественная литература»,
-«Продуктивная деятельность»,
-«Конструирование»,
-«Дошкольная педагогика»,
-«Психология»,
-«Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
-Периодические издания профессиональной направленности(«Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя»,
«Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ», «Музыкальный руководитель»).
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ.
Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, созданы библиографические списки по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Весь книжный фонд учитывается.
Наличие оборудованных объектов спорта
В МБДОУ созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы физкультурный зал, тренажерный зал (корпус в 1А микрорайоне, дом 5), физкультурный зал (корпус в 4 микрорайоне, дом 26) в которых проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные досуги, праздники и развлечения, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В физкультурном зале имеется стандартное, нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимое для проведения физкультурно-оздоровительной работы.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования отвечают физиологическим особенностям детей и возрасту.
На территории МБДОУ имеется 25 прогулочных участков, каждый из которых имеет игровые комплексы, теневые навесы. Площадь участков позволяет организовать двигательную деятельность детей.
Оборудованы 2 спортивные площадки, которые оснащены спортивным оборудованием.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада.
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации совместной деятельности взрослого и обучающихся, а так же самостоятельной деятельности обучающихся не только в рамках занятий по освоению образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
• печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
• учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
• тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.).
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Средства для обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ обучающихся к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления - 5 ноутбуков, 12 персональных компьютеров, имеющие выход в Интернет.
Договор об оказании услуг связи Интернет заключен с провайдером АО «ЭР – Телеком Холдинг».
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, документы, регламентирующие работу детского сада в соответствии с требованиями к структуре официального сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В ДОУ доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования воспитанниками-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В МБДОУ «Детский сад № 119» электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрены.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ «Детский сад № 119» создаются условия беспрепятственного доступа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в зданиях образовательной организации обеспечен доступ для некоторых категорий инвалидов и лиц с ОВЗ.
Общежитий и интернатов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеется.
Крылечки и входные площадки зданий МБДОУ «Детский сад № 119» оборудованы навесами, дополнительными поручнями. Входные зоны (двери) промаркированы визуальными средствами информации – контрастными жёлтыми полосами, а также на верхней и нижней ступенях крыльца. У центральных входов есть кнопка вызова сотрудника.
У входа в корпуса размещена информационно – тактильная таблица, выполненная рельефно-печатным шрифтом Брайля, с информацией о названии образовательной организации, режиме работы.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Разработан паспорт доступности с учётом всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.